Самые ранние решетки
находятся в Англии, Франции и Италии в церквях и церковном декоре.
Светские постройки, по сравнению с культовыми, были более бедны и менее
развиты.
Решетки XI-XII вв., выполненные в романском стиле,
составляли из вертикальных прутьев, пробелы между прутьями наполнялись
плоскими симметрично располагающимися спиралями, листками клевера с
четырьмя лепестками и прочими элементами декора, которые не выступали
за границы рамы решетки. Рамы для решеток производили из плоских
прутьев с четырьмя гранями, которые соединялись при помощи связей и
прутьев из стали.
Во времена готики кроме грандиозных оград
для церквей из железных прутьев, также ковали решетки с тонкими
филигранными прутьями для дарохранительниц. Декор в форме элементов
растений зачастую покрывали золотом для подчеркивания стиля.
Но популяризация кованных решеток, используемых в светском
строительстве, приходится на период Ренессанса. В Италии в этот период
начинают строить элитные дома для богачей, что в итоге привело страну к
экономической и политической трагедии, начавшейся в XVI веке. Ритм
жизни в городе становится вялым, а высшее общество перебирается за
город в особняки. Великолепные произведения художественной ковки,
словно грибы после дождя, наводняют жилища знати, каждый балкон, каждое
окно и внутридомовые перегородки, практически каждый сад и парковую
зону.
Для решеток в основном использовали четырехгранные,
круглые и тонкие плоские прутья, а также полосы из железа. В период
раннего Ренессанса с целью украшения использовали волюту, спираль,
плетенки и саблеобразную листву. Прутья зачастую короновали различным
моделированным листом. Процесс обработки решетки проходил размеренно и
ритмично – таких терминов, как парадная и тыльная сторона, в то время
не существовало.
Плавно декор более усложнялся. Решетку
начали добавлять коваными цветами и листвой, бюстами и разными
фигурками, штампованных либо отлитых из металла. Появились новые
способы скрепления деталей решетки – сварка. Поверхность решетки
покрывали яркими красками, - данная тенденция сохранилась вплоть до
эпохи классицизма.
Решетки плавно становились атрибутом
моды. При помощи решеток можно было добиться защищенности и
безопасности жилища сочетая изящность, красоту и высокий стиль. Помимо
прочего, отдельные заготовки являлись истинным произведением искусства.
Пришел век барокко, который вместе с собой принес динамизм,
и упростил статические вертикали рамы решетки, выдвинув на первую роль
сложные подвижные элементы. Пальметты, побеги аканта, картуши, волюты,
листочки и цветы нежно переплетаются друг с другом, создавая целый
вихрь переплетений и утонченного динамизма. Подобные решетки создавали
у человека определенный эффект – когда смотришь на уникальное положение
решетчатых ворот, человек, который подходит к данному произведению
искусства, кажется, что перед его взором раскрывается вход в глубь,
который закрывается порталом.
В век рококо решетки
становятся более изысканными и утонченными, симметрия и границы
полностью убирается. Орнамент решетки эпохи рококо выходит за границы
решетки, создавая поразительный эффект.
В конце XVII
столетия вертикальные и горизонтальные линии возвращаются к раннему
стилю: рисунок и архитектура решетки снова приобретают строгие черты.
С XVII века Россию захватывает грандиозная застройка дворцово-парковых
ансамблей, и в этот период производят большое количество разнообразных
по размерам и формам оград. Отечественные мастера, помимо особого
стиля, обладали неуемным талантом и мастерством. Подобные ограды не
сливались с остальным фоном, а выразительно его дополняли.
С начала XVII века более популярными становятся литые чугунные изделия,
которые вытесняют собой кованные железные. Однако красота и живость
формы осталась даже с приходом литого чугуна. Так как когда за дело
берется настоящий мастер – то красота выходит из любого металла.