Все мы помним, как с любовью писала Анна
Ахматова: «Я к розам хочу в тот дивный сад, где лучшая в мире стоит из
оград…». Санкт-Петербург, пожалуй, самый богатый по декоративной
отделке художественным металлом город в России и мире. Мы не можем не
рассказать хотя бы о нескольких произведениях.
Ограда
Летнего сада. Ограда представляет из себя 36 пепельно-розовых колонн, с
вазами и урнами наверху, которые чередуются с железными звеньями
черно-золотой решетки, которая была произведена по плану Ю.М. Фельтена
и П.Е. Егорова в 1770-1784 гг. Звенья решетки – это гармония
воздушности, деловитости и красоты, произведенные тульскими кузнецами.
Колонны, выполненные из гранита, - творчество рук камнетесов из деревни
Путилова, находящегося под Санкт-Петербургом.
Ограда Храма
Воскресения Христова. Кованые звенья с солидными элементами из растений
создают красивую гармонию, характерную для эпохи раннего модерна. Сами
звенья находятся между фундаментальными столбами в форме цилиндра с
утонченным декором.
Ограда сквера на площади Островского.
Ограда представляет собой гениальную простоту – простой рисунок ограды,
а сами звенья крепятся к стойкам в форме цилиндра. Сверху решетки
находятся наконечники пик. Дата открытия ограды совпадает с открытием
памятника Екатерине II, который находится в центре сквера. Случилось
сие событие в 1873 году.
Ограда Свердловской набережной.
Представляет собой 29 колонн, выполненные в форме одинаковых львов,
сжимающих в зубах тяжелые цепи из чугуна. Львы восседают на подиумах
квадратного сечения, а фундамент создан из пудостского камня.
Санкт-Петербург пестрит подобными оградам с колоннами в форме льва, но
в таком количестве они представлены только на Свердловской набережной.
Сзади львов находится обычная решетка из вертикальных прутьев.
Мост Лейтенанта Шмидта. Данный мост является первым постоянным мостом
Санкт-Петербурга через Неву. Возведен в 1850 году под руководством С.В.
Кербедза, и изначально носил название Благовещенский мост, с 1855 года
начал называться Николаевским мостом. Решетка, находящаяся на Мосте
Лейтенанта Шмидта, настоящее произведение искусства, выполненная по
плану А.П. Брюллова. Ансамбль представляет собой тему морской стихии:
комплекс секций из чугуна, чередующийся с прозрачными стойками, узор в
форме трезубца Нептуна с пальметтой, с обеих сторон сказочные морские
коньки с хвостами, переплетающиеся с растительностью. В пространстве
внутри стоек находятся фигуры сосудов разных по высоте и формам.
Литейный мост. Решетки Литейного моста представляют собой очень
красивый орнамент из серии чугунных секций, чередующихся с чугунными
стойками, которые выкованы по проекту архитектора К.К. Рахау. Рисунок
решетки представляет собой яркую тенденцию, присущую архитектуре второй
половине XIX века. Очень сильно перемешаны стили друг с другом.
Например, меандр, обрамляющий отдельные звенья – рисунок античной
архитектуры, то шикарная листва, наводняющая решетку, - атрибут
барокко. В центре художественного ансамбля две русалки держат щит
Санкт-Петербурга в своих руках. Хвосты русалок переплетаются с
растительным декором. Пробелы в столбах из чугуна заполнены сказочными
морскими животными, который опускаются в морскую глубь.
Певческий мост. Изумительные решетки по красоте и форме литья,
походящее на кружево филигранной работы. Рисунок решетки выдержан в
форме веера с чередующимися пальметтами.
Тучков мост.
Впечатление от решетки Тучкова моста немного напоминает впечатление от
рисунка решетки Певческого моста. Решетка выполнена скромно и просто, в
виде стержней из полос квадратного сечения, которые интересно
переплетаются. Необычность особенно чувствуется во время езды, когда
решетка сливается и представляет изумительную бесконечную картину,
словно решетка колышется.
Санкт-Петербургу уже несколько
веков. За историю существования металлический декор города пережил ряд
трансформация – на сегодняшнее время много элементов нуждаются в
реставрации. В северной столице живет и работает целая плеяда мастеров,
способных обновить подпорченные временем произведения художественного
металла.